Духовный подвиг героев Беслана

Автор: Гаушев Максим,

МОУ СОШ № 27

Научный руководитель: Бондал Владимир Евгеньевич

Он не знал ничего, ничего о войне,

Так хотел, так стремился пойти в первый класс.

Но теперь он с горячим металлом в спине

На холодной земле умирает сейчас.

И он смотрит на небо, как через стекло

Смотрит. Маленький разум не может понять:

Как такое на свете случиться могло?

Почему так не хочется жизнь потерять?

А вокруг смертоносные пули свистят,

Льется детская неповинная кровь.

Первый день сентября, превратившийся в ад,

Красной полосой зачеркнул любовь.

И когда уже гаснет солнечный свет

И весь мир утопает во лжи,

Так обидно. И в самый последний момент

Безудержно хочется жить…

Эти строки появлялись у меня сами собой, настолько я был потрясен немыслимыми муками непереносимого горя, с головой накрывшего в Беслане, и во всей России каждый дом, каждую семью.

На протяжении всей истории человечества совершались преступления против продолжения его будущего – убийства детей. К великому сожалению, это происходит и по сей день.

Когда случилась трагедия в Беслане, мне было около двух лет, поэтому я узнал об этом общемировом горе сначала от своих родителей, которые рассказывали мне о беспощадности боевиков по отношению к детям и их родителям, пришедшим на праздник начала учебного года. О подробностях бесланской трагедии знаю также и из средств массовой информации. И в уме не укладывается, как люди, если, конечно можно их так назвать, смогли сделать это.

А потом обратился к историческим фактам. В Евангелии от Матфея есть эпизод, рассказывающий о том, как царь Ирод приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, потому что среди них мог оказаться Иисус, который станет Спасителем человечества и Царём небесным. По разным оценкам, тогда было погублено от 14 до 64 тысяч детей. Жестокость Ирода, порождённую страхом потери власти, объяснить невозможно, кроме как страхом перед тем, что у преступников нет будущего…

Не потому ли этим страхом были обезумлены и боевики Шамиля Басаева, когда подняли оружие против детей? Нормальный, здравомыслящий человек ни понять, ни тем более одобрить этого не сможет. Совесть не позволит.

Слезы выступают на глазах, когда читаешь интервью Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана создателям фильма «На службе Богу и России»: «Для меня жизнь разделилась – до и после Беслана. Беслан забыть

нельзя, Беслан понять нельзя и Беслан нельзя… не оплакивать. Из того, что я не просто увидел, а перенес, я не знаю, что больше стоит в глазах: бессильная злоба отцов, которые стояли вокруг на площади, – пылкая кавказская натура! – зная, что ничего не могут предпринять, но готовые на все, или непомерная скорбь и отчаяние материнских глаз, или же бегущие дети, нередко падающие, потому что их в спину расстреливали, или дети, которых я вез на своей машине и которые у меня на руках умирали, – я не знаю. Или самое страшное, что я увидел в жизни: когда в чистом поле экскаваторами роют могилы… А затем, когда были похороны, у меня складывалось впечатление, что жизнь хоронят. Вот эта скорбь Беслана, конечно, останется навсегда. И никто никогда не вправе матерям и близким, потерявшим детей, сказать: пора забыть. Это преступление и кощунство нельзя забыть».
И ещё один исторический сюжет. Когда я увидел фрагмент из фильма Сергея Эйзенштейна, в котором ливонские рыцари, взявшие Псков, бросают в огонь младенцев, чтобы искоренить «семя Руси православной», мне было страшно. Я закрывал лицо руками от страха перед этой сценой.

Но когда я увидел кадры, в которых из огня наши соотечественники осетины и русские ребята из ОМОНа, жертвуя своей жизнью, спасали детей из огня, я понял: страху необходимо противопоставить Любовь и Самопожертвование. Эти фрагменты смотреть тяжело, но какую гордость испытываешь за этих безвестных ребят. Это настоящие герои, совершившие духовный подвиг!

И ещё я всматривался в лица этих людей. В них нет чувства страха за свою жизнь. В них чувствуется сострадание и боль за тех детей, которым они смогли помочь. И особенно за тех, кому они помочь не смогли. На мой взгляд, настоящим человек может быть только тогда, когда он боль другого человека воспринимает как свою. А также можно в их лицах прочесть и растерянное недоумение от случившегося. Это можно назвать одним словом «Совесть».

Меня поразил рассказ женщины, которая тоже была в спортзале школы Беслана. Она рассказывала о бойцах «Альфы» и «Вымпела», которые буквально ложились на гранаты и своими телами закрывали детей и всех, кто там был. Это действительно так. За всю историю этих подразделений не было таких потерь, как в Беслане.

Отдать жизнь за товарища по оружию - высшая честь для российского офицера. Нет, они не лезут под пули. Но ни один не будет ни секунды сомневаться, если придется закончить свой жизненный путь на поле брани. Это умные и образованные люди с отличным чувством юмора, открытые и общительные. А еще очень добрые. По-настоящему сильный человек всегда добр.

На собеседовании в спецназ ФСБ всегда звучит главный вопрос: «Готовы ли вы отдать жизнь за другого человека?»

Десять героев, которые отдали жизни за бесланских детей, на этот вопрос ответили.

В нашей школе существует традиция – приглашать на встречи с учениками представителей правовых структур, ветеранов Великой Отечественной войны, солдат и офицеров срочной службы, воинов-интернационалистов, членов ассоциации ветеранов боевых действий «Вымпел». На незабываемых встречах мы учимся мужеству, взрослеем и понимаем, что силы, потворствующие Злу, порождены миром взрослых и по воле взрослых не должны больше оставаться «дамокловым мечом» над детьми. Терроризм вероломно обживает рядом с нами жизненное пространство, а затем беспощадно освобождает его от нас, детей, лишая всех нас будущего, подрывая в нас важнейшее свойство – веру в Человека и доверие к нему. 

Вряд ли террористы знали фразу из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»: «Не стоит она (гармония) слезинки хотя бы одного только замученного ребёнка». Да и какая гармония может существовать в терроре? Нагнетание страха не может быть действием настоящего человека, а единственно действием человека, живущего только своими дурными, эгоистическими мыслями и поступками.

Но есть в нашем мире и другие люди. Педагог, поэт, философ Януш Корчак отказался от свободы, предложенной ему фашистскими холуями, и вошёл вместе со своими воспитанниками, детьми из Варшавского гетто, в газовую камеру, выбрав смерть вместо предательства тех, кто ему верил и в него верил…

В своем первом заявлении террористы, захватившие школу, потребовали присутствия детского доктора Леонида Рошаля. С другими они говорить не хотели. Видимо, он был единственным россиянином, кому они доверяли. И Рошаль полетел в Беслан. Ему дали мобильный телефон, на который через какое-то время позвонил мужчина. Человек самой гуманной профессии предложил освободить детей, или хотя бы младенцев, предложил доставить в школу продовольствие, или хотя бы воду. Он просил террористов принять медикаменты, обменять детей на взрослых. Он обещал террористам свободный проход, если те решат просто уйти. Все это звонивший отклонил. Неужели он, или, скорее всего, они совместно решили, что правы во всём? Извините, это похоже на сумасшествие в форме мании величия…

И ещё из истории. В латвийском городе Саласпилс во время Второй мировой войны был концентрационный лагерь для детей. У них брали кровь для фашистских солдат, над ними проводились бесчеловечные медицинские опыты. Есть документальные кадры в фильме Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», в которых дети задирают рукава и показывают свои лагерные наколки номеров из-за колючей проволоки операторам. Чьи это были операторы? Наши? Скорее всего – нет. Не дрогнуло ли у них сердце?

Раньше, во времена Советского Союза, люди несли сюда конфеты. Что там происходит сейчас? Надеюсь, что традиция сохранилась. Потому что люди должны помнить об этом, в каком бы государстве они ни жили. Здесь ушли из жизни многие сотни детей, что могли продлить будущее любого из народов. Не смогли. Как и погибшие дети Беслана. Как и погибшие дети Донбасса. Как и погибшие дети Сирии. Как и погибшие дети российского Кемерова…

Бог справедлив и милосерден. Так дай же нам, Боже, постичь простую истину: всякий, преступивший черту между добром и злом, прервавший жизнь младенца, не имеет права считать себя человеком, созданным по образу и подобию Твоему…

Спасем любовью мир от зла

Автор: Кутюшева Ильвина

«Пензятская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Научный руководитель: Аюпова Риана Ринатовна 

Герой России... Гордо, мужественно, твердо звучат слова. Величественная грусть возникает, когда мы слышим: «Посмертно награждён званием «Герой России». Награда находит своего героя везде: и на войне, и в мирное время…

Это было в сентябре прошлого года. Прозвучали фанфары в честь праздника Дня знаний, поздравления и наставления от любимых учителей. Радостные, весёлые и беззаботные мы вошли в уютный и теплый класс, где встретила наша учительница. Но классный час мы начали, по традиции,необычно и грустно. С минуты молчания в честь детей, погибших в далёком 2004-ом, в средней образовательной школе №1 в городе Беслане Северной Осетии.Нам немного рассказали про теракт, про количество погибших, про детей и мирных жителях этого города, которых не стало в эти страшные дни. Родители тоже вступали в беседу, что-то обсуждали, кто-то даже всплакнул, а я сидела, словно в тумане. А в голове отчётливо слышался собственный голос: «Звери… Нелюди…Дьяволы… ».

После классного часа мы выбрались в парк аттракционов, ели сладкую вату. Уже дома, ужиная в семейном кругу, я снова вспомнила про теракт в Беслане. Мама и папа что-то бурно обсуждали, сестра укладывала спать любимую куклу, а я, поблагодарив за вкусный ужин, ушла в свою комнату.

Много разных мыслей кружилось в голове: и про осиротевших детей, что остались без родителей, и про родителей, что остались без детей. Тяжело даже представить, что испытывали люди в те страшные минуты. Меня удивляло одно: Великая Отечественная война давно позади, жертвы которой в памяти каждого человека. А что это за страшное слово «теракт»? Что это за событие в мирное время, разрушающее сотни жизней, оставляя людей без надежды?! Ведь детини в чем не виноваты! Я на секунду даже разозлилась, испытывала огромную несправедливость и, признаюсь честно, вину. Вину перед теми детьми, что не смогли перейти в радостном событии порог школы не для того, чтобы умирать, а для того, чтобы учиться, трудиться, любить….

Как сильно тронул меня рассказ учителя! Мысли не давали покоя, мне хотелось узнать больше об этом событии. Я позвала на помощь маму. Просила, чтобы она рассказала мне о тех страшных днях всё, что она знает. Мама помогла мне. Мы вместе искали много разной информации, читали, рассуждали.

Я не зря начала сочинение со строк про награду. Казалось бы, как гордо звучит это слово, какую смелость и отвагу оно несёт за собой. Но не каждая награда находит своего героя честно и справедливо. Я о тех бойцах, что помогли сотням людям выбраться из этого ада. О тех, кто удостоен. Почетного звания Героя России, но, к сожалению, посмертно.

«Подвиг героев Беслана бессмертен», - пишут во всех новостных заголовках. На уроках мы часто говорим о любви к Родине, к родителям, к братьям, к животным… А какую любовь испытывали те бойцы, те герои, спасая и вынося детей и их матерей из огня?! Может быть, это любовь к Отечеству?! Или, быть может, к детям?!Я не смогла ответить на этот вопрос. Не смогла подобрать тех правильных слов, чтобы определить размер той любви, которую проявили герои.

Их ждали дома дети, жёны, родители, братья и сестры. Ими гордились и гордится по сей день каждый. Они оставили все чувства, переживания, всю любовь там, в страшной атаке. Они поступили так, как поступил бы каждый мужчина. Стоит ли говорить о чертах характера этих бойцов? Мне кажется, именно об этих людях нужно писать рассказы. Именно об этих людях нужно говорить ребятам в школе. Именно этих героев стоит ставить в пример каждому. Только после этого наше поколение нельзя будет считать потерянным. Им должны подражать все мальчишки во дворе и в школе. Такими бойцами должен гордиться каждый родитель. Но не должна терять страна своих сыновей, и в страшных событиях, где, как и писалось в древних мифах, добро борется со злом.

Мне запомнилось несколько фамилий и имён тех героев, которые часто встречались в новостях. Это и Артём Туркин, и Дмитрий Разумовский, и Олег Ильин… Их в списке десять человек. Десять жизней, десять молодых и здоровых ребят, нашедших вечный покой в  Балашихинском районе на территории Николо-архангельского кладбища. Смерть этим ребятам была не страшна, им была страшно другое: не успеть спасти заложников в считанные минуты.

Подвиг каждого героя особенный. Кто-то прикрыл собой бомбу, летящую из рук террориста в толпу людей, кто-то столкнулся с превосходящими силами противника, в последний раз в жизни нажав на курок автомата, пав смертью храбрых. Но их подвиг объединяет одно — любовь.Та сильная и необъятная, храбрая и отважная, крепкая, благородная любовь. Любовь ко всему миру. Любовь, которую не испытывают те злые, бесчестные, равнодушные, безжалостные и слабые духом люди.

О подвигах этих бойцов можно говорить бесконечно. Но мало кто говорит о подвигах мирных жителей города Беслан. О тех героях, которые становились к смерти лицом к лицу, о тех женщинах и мужчинах, о молодых парнях и девушках, о стариках, чьи имена многим неизвестны. К сожалению, награда не нашла их. Они пали смертью храбрых, но не пали духом до последнего момента своей жизни, потому что они любили. Любили свою страну, город, своих детей. Любовь не спасла их жизни, не спасла от смерти, но любовь помогла им спасти сотни других жизней, в чьих сердцах живет их любовь. Их вспоминают в семейном кругу, вспоминают в одиночестве. Быть может, даже кто-то их не простил за то, что они ушли так рано, за то, что они оставили своих жён вдовами, а детей сиротами.

Но самое главное, что их любят. Любят всей душой, со всем трепетом и нежностью.

Самое тёплое слово в моем сочинении было «любовь». Она бывает разная: искренняя, трепетная, настоящая и вечная. Мне кажется, выражение «Любовь спасёт мир» придумано не зря. Любовь спасёт мир и человечество, но она поможет и спасти от проклятых врагов, губящих сотни жизней и не умеющих любить.

                                                      «Эхо Бесланской трагедии»

Десять героев Беслана

Автор: Ломов Сергей,

МБОУ  «Баевская начальная общеобразовательная школа»

Научный руководитель: Ломова Татьяна Георгиевна

Кто в любую минуту, и в стужу, и в зной

Был за правое дело готов идти в смертный бой,

Жизнь отдать, кровь пролить,

Чтоб потомки чрез это продолжили жить.

Иеромонах Давид (Легейда)

А ты мог бы отдать жизнь за друга, просто знакомого или совсем незнакомого человека? Я задаю себе этот вопрос и не знаю, что ответить. Мы, современные дети, не видели войны, смерти. Но не все. К сожалению, находятся люди, или точнее сказать нелюди, которые поднимают руку с оружием на детей.

Больше десяти лет назад в нашем календаре появился День борьбы с терроризмом. Его отмечают третьего сентября.

Третье сентября. Эта дата наполнена страданием, горем и слезами. Бесланская школа, где должны были звучать смех, музыка и детские голоса, превратилась в крепость: пулеметные точки, классы с вырытыми в них окопами, окна школы с

приваренными решетками и забарикадированные партами. Школьников, педагогов и родителей взяли в заложники и продержали в плену, как зверей в клетке, почти трое суток без воды и еды. 

Тогда казалось, что спасти никого не удастся. Вся школа опутана проводами со взрывчаткой, если бы она вся взорвалась, от школы бы остались одни руины. Десятки вооруженных до зубов боевиков охраняли заложников, при этом

обстреливали всю территорию школы, не давая приблизится никому.

Но нашлись люди, которые совершили невозможное. Прежде чем вступить в схватку с террористами, спецназовцам предстояло попасть внутрь, а для этого нужно было как-то подойти к школе, вырвать решетки из окон и разобрать завалы на окнах. Они шли спасать людей под пулями. В здании находились сотни заложников, которые не понимали,

что происходит и подчас сами попадали под пули. Спецназу пришлось нелегко: бойцы эвакуировали людей и одновременно вели бой!

Ранены тогда были все. Не было никого, кто не получил бы пулю или осколок. При этом никто не оставил поле боя. И, я думаю, это не потому, что им так положено или их так учили, а потому, что у них большое сердце и душа, наполненная любовью. Другие на такой работе долго не задерживаются. Это даже и не работа, а служение людям.

Когда 3 сентября прозвучал первый взрыв, сотрудники спецназа ФСБ ринулись в бой. На многих не было бронешлемов,

кто-то остался без бронежилета, но это никого не остановило. Некоторые сотрудники сами сняли снаряжение, чтобы

легче было нести на себе заложников. Просидевшие почти три дня на полу без еды и воды, в жаре и в духоте, женщины и маленькие дети не смогут быстро убежать. Людей придется выносить на себе. Они не думали о подвиге, они просто хотели спасти как можно больше детей.

Мне кажется, эти мужчины, имена которых становятся известны только после гибели, очень добрые. Злыми бывают слабые и неуверенные в себе люди. Сильный человек всегда добр, он сам отвечает за свою жизнь и ему не на кого злиться. И я хочу, чтобы люди знали и не забывали их имена.

Десять могил появились одновременно на кладбище. В них лежат отважные воины, погибшие за детей Беслана. Один из

них, Андрей Туркин, бросился вперед и, повалив террориста на землю, закрыл собой гранату, которую тот держал в

руке. Другой, Дмитрий Разумовский, вызвал огонь на себя. Одна из пуль пролетела в каких-то миллиметрах над пластиной бронежилета и поразила офицера. Ранение оказалось смертельным. Третий, Олег Ильин, стал преградой террористам, пытавшимся прорваться через спецназ. Он столкнулся с несколькими бандитами и двоих успел убить. Но силы уже покидали его, раненая рука отказывалась слушаться – террорист успел выстрелить в офицера, перед тем как

тот нажал на курок. Четвертый, Роман Катасонов,обнаружив девочек-заложниц, попытался их вывести через коридор. В этот момент по ним начал стрелять пулемет. Роман выстрелил в сторону противника и двинулся в сторону двери класса

– ему не хватило каких-то полшага – пуля сразила его, когда он уже почти вбежал в помещение. Пятый, Денис

Пудовкин, раненый в руку и в голову из боя не вышел, он сражался, пока не получил смертельное ранение. Шестой, Михаил Кузнецов, помогая выбираться детям из окон спортзала школы, продолжал вести бой. Перед смертью он успел уничтожить вражеского пулеметчика, но и сам получил тяжелое ранение. Седьмой, Олег Лоськов, получил несколько ранений, его так и не смогли спасти. Перед смертью он успел вынести двух маленьких девочек на руках из школы. Восьмой, Александр Перов, накрыл своим могучим телом троих человек, когда в нескольких метрах от людей упала граната.Девятый, Вячеслав Маляров, в ходе штурма вытащил из- под огня раненого товарища, а потом оказывал огневую поддержку другой группе – здесь то его и сразила вражеская пуля. В том бою он был без

бронежилета. Десятый, Андрей Велько, штурмуя помещение столовой, где находились сотни заложников, первым

вошел в помещение, прикрывая действия товарищей, получил множественные ранения, от которых скончался.

Для нас, живущих сейчас, важно, чтобы герои Беслана не умерли в нашей памяти.

Защита Родины – это долг каждого человека своего Отечества. Этот долг назван святым, потому что Иисус Христос

сказал: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». С давних времен воины шли и исполняли свой долг, погибая на полях сражений. Говорят, что в окопах неверующих нет. Подвиг военных Церковь приравнивает

подвигу мученическому, там всегда есть жертвенная Любовь Христова.

 Автор: Зинькин Владимир,

МОБУ "Берегово-Сыресевская СОШ"

Ичалковского муниципального района РМ

Научный руководитель: Шаляева Раиса Викторовна

Кавказ! Далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!...

М.Ю.Лермонтов

Так писал Михаил Юрьевич Лермонтов, безумно любивший Кавказ с детских лет. Любил Кавказ и Александр Сергеевич Пушкин, и Лев Николаевич Толстой. Да кто только не объяснялся в любви Кавказу! А Владимир Семенович Высоцкий

любил повторять: «Лучше гор могут быть только горы».

И вот на фоне этой любви произошла страшная трагедия, которую мы переживаем заново.

Безмерное горе России, имя ему – Беслан. Это слово с волнением вспоминает каждый, кто помнит теракт,

произошедший 1 сентября 2004 года в стенах местной школы. Это реквием по всем детям и взрослым, которые погибли

в нечеловечных условиях. Нам не дано забыть тех учеников, пришедших на торжество родителей и родственников, сотрудников спецназа, освобождавших заложников, которые не вернулись домой после тех событий. Нам не дано забыть тех 18 первоклассников, которые до сих пор закончили бы институты, но в тот день теракта первый звонок стал

для них последним. Это трагедия - теракт на торжественной линейке по поводу Дня знаний и открытия учебного года в школе № 1 города Беслан. Это ад,заложниками которого оказались дети и взрослые. Трагедия Беслана потрясла весь

мир своей жестокостью. Три дня ни один человек в стране не был спокоен. Три дня все лихорадочно смотрели телевизор, слушали радио, узнавали новости друг у друга.

В Беслан во сне тихо приходят души убитых детей. В нём время словно остановилось. С девяти утра первого сентября по вечер третьего 2004 года. Поминутно. 

Сухо и горько в горле – жажда.

Псы с оружием в форме – страшно!

Дети и взрослые в школе в роли залога!

А их родные на воле – молятся Богу!

А у родных на воле – сердце вскипает от боли!

И от беды – в исступленье – рвут они оцепленье!

Стояла изнурительная жара. Весь день в душном спортзале дети сидели голодными, просили пить. Принять еду и питье для детей боевики согласились лишь вечером. И тут же отказались. 

А ночью вдруг разразился сильнейший ливень, словно небо предвещало большую беду и заранее оплакивало ее.  Три дня маленький город Беслан напоминал большую пороховую бочку. Три дня все жители города дни и ночи проводили на улице.  Три дня стояли в оцеплении вокруг 1-й школы военнослужащие внутренних войск. Ужасом адским взрыв грохнул - все закружилось!  Прыгают люди в окна, - чтобы выжить!  Стоны, кровь, смерти повсюду - школу штурмуют!  Мертвую маму сын будит - только впустую!  Жизнь свою, забывая, воин детей прикрывает!  А возле здания - седые - ищут кровинок родные! 

Когда неожиданно для всех прогремел взрыв, военные бросились на помощь обессилевшим заложникам, не ожидая команды. Дети рассказывали позже: первый взрыв раздался из-за сорвавшегося со скотча фугаса. Взрывчатка упала и разорвалась прямо на заложниках.  После взрыва в спортзале боевики с крыши и из окон школы начали стрелять по выбегающим людям…

Спецназ ФСБ без всякого приказа бросился вперед. Не на штурм - сработала нормальная реакция нормальных мужчин, которые ринулись спасать погибающих детей. Спецназовцы всегда первым делом уничтожают террористов. Здесь, вопреки всему, они заслоняли заложников, принимая их взрывную волну на себя.Офицеры действовали не по своим

жестким инструкциям, а по-людски. Они просто спасали детей, не думая о себе,

подставляя грудь, заслоняя собой ребятишек. 

Их пули острые косили,

Их много пало в том бою,

Солдаты, верные России,

Спасали будущность свою.

Плакали женщины, когда узнавали своих родных среди убитых, плакал офицер, у которого на руках умерла девочка. Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток - от счастья, праздника к своей гибели. 

И полумесяц обнялся с крестом

Меж обгорелых парт, по коридорам,

Как братья, бродят Магомет с Христом,

Детишек собирая по кусочкам.

События до сих пор заставляют содрогаться всех людей, знающих, помнящих и скорбящих об этих ужасных днях. До сих

пор щемит сердце, по всему телу пробегают мурашки, а в глазах темнеет от жутких представлений того года. Конечно, хочется верить в то, что такое больше никогда не повторится, но мы не можем быть в этом уверенными. Никто не знает, что будет завтра, послезавтра или даже через минуту. Поэтому мы будем вечно помнить о фактах, числах и событиях того дня, как о страшной войне, не угасающей в сердцах людей.

Живым свидетелем тех трагических событий стал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, в то время возглавлявший Ставропольскую и Владикавказскую епархию. Вот что он вспоминает: «… мне довелось пережить страшную трагедию Беслана. Моя жизнь разделилась на «до» Беслана и «после». Я был не просто свидетелем, а

участником тех страшных событий, когда выносил убитых и раненых детей из ада, где все горело, где взрывали,

стреляли и убивали. Мне пришлось видеть много терактов, и в Палестине, и в Иерусалиме. Но то, что видел в Беслане, - выше всякого понимания. Для меня это были не двое суток, а 52 часа. Когда террористы взорвали спортивный зал, где были дети и учителя - начался ад. Когда я оказался в школе- передать происходящее словами нельзя. Стрельба, стоны, убитые и раненые. Я взял на руки первого попавшегося окровавленного мальчишку и понес его под шквальным огнем. У

него нога была практически оторвана. Когда я положил его в машину, то думал, что он уже умер. Но для меня не было

большего счастья, когда я услышал стон. Он остался жив… Похороны, на кладбище шел дождь. Стоял не просто плач, а стоны тысячи людей. Мне казалось - хоронят саму жизнь. Мы совершали панихиду у каждой могилы, и это длилось три часа. Бог знает всех по именам. Вспоминаю матерей Беслана, которые обезумели от горя. Помню воздух, насыщенный

стонами, слезами и кровью. Все это было».

В завершение своих воспоминаний Митрополит обратился к людям:

«Террористами не рождаются, ими становятся. И первый террорист был Каин, убивший своего брата. Терроризм — это уродливое искажение человеческой личности. Запомните: кто бы и какими бы идеями вас ни толкал к ненависти —

остановитесь! Ибо все начинается с малого. Сегодня поиздевались над кошкой, завтра — над своими одноклассниками,

а дальше путь к тому, что называется терроризмом. Корни его в эгоизме, в искаженном понимании правды, в ненависти. Мы много говорим о единстве общества, но хочется, чтобы это не были пустые слова».

Без слов – одна лишь боль,

Убитых горем матерей рыданье.

О, Господи, скажи доколь

Назначил людям ты страданья?

От рук бездушных палачей

Детей загубленных, безгрешных

Теперь заменит свет свечей,

Но не излечит безутешных.

Не раздается детский смех,

Один лишь плач и боли стон

Останется нам, как на грех –

На память погребальный звон.

Долго еще мы будем скорбеть о погибших. Скорбят все. Все, кто может назвать себя «ЧЕЛОВЕК».  Вечная память детям

Беслана, гибель которых стала еще одной страницей в траурной книге последнего тысячелетия! Вечная память их учителям, которые до последней минуты оставались верны своему святому долгу, самым светлым и чистым чувствам общечеловеческой любви!  Вечная память родителям, погибшим на глазах собственных детей! Вечная память несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада! Вечная память людям,

спасавшим заложников в этой жестокой войне без правил!  Всем погибшим вечная память!

Он не знал ничего, ничего о войне,

Так хотел, так стремился пойти в первый класс.

Но теперь он с горячим металлом в спине

На холодной земле умирает сейчас.

И он смотрит на небо, как через стекло

Смотрит. Маленький разум не может понять:

Как такое на свете случиться могло?

Почему так не хочется жизнь потерять?

А вокруг смертоносные пули свистят,

Льется детская неповинная кровь.

Первый день сентября, превратившийся в ад,

Красной полосой зачеркнул любовь.

И когда уже гаснет солнечный свет

И весь мир утопает во лжи,

Так обидно. И в самый последний момент

Безудержно хочется жить…

Эти строки появлялись у меня сами собой, настолько я был потрясен немыслимыми муками непереносимого горя, с

головой накрывшего в Беслане, и во всей России каждый дом, каждую семью.

На протяжении всей истории человечества совершались преступления против продолжения его будущего – убийства

детей. К великому сожалению, это происходит и по сей день.

Когда случилась трагедия в Беслане, мне было около двух лет, поэтому я узнал об этом общемировом горе сначала от

своих родителей, которые рассказывали мне о беспощадности боевиков по отношению к детям и их родителям, пришедшим на праздник начала учебного года. О подробностях бесланской трагедии знаю также и из средств массовой

информации. И в уме не укладывается, как люди, если, конечно можно их так назвать, смогли сделать это.

А потом обратился к историческим фактам. В Евангелии от Матфея есть эпизод, рассказывающий о том, как царь Ирод приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, потому что среди них мог оказаться Иисус, который станет

Спасителем человечества и Царём небесным. По разным оценкам, тогда было погублено от 14 до 64 тысяч детей.

Жестокость Ирода, порождённую страхом потери власти, объяснить невозможно, кроме как страхом перед тем, что у преступников нет будущего…

Не потому ли этим страхом были обезумлены и боевики Шамиля Басаева, когда подняли оружие против детей?

Нормальный, здравомыслящий человек ни понять, ни тем более одобрить этого не сможет. Совесть не позволит.

Слезы выступают на глазах, когда читаешь интервью Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана

создателям фильма «На службе Богу и России»: «Для меня жизнь разделилась – до и после Беслана. Беслан забыть

нельзя, Беслан понять нельзя и Беслан нельзя… не оплакивать. Из того, что я не просто увидел, а перенес, я не знаю,

что больше стоит в глазах: бессильная злоба отцов, которые стояли вокруг на площади, – пылкая кавказская натура! –

зная, что ничего не могут предпринять, но готовые на все, или непомерная скорбь и отчаяние материнских глаз, или же бегущие дети, нередко падающие, потому что их в спину расстреливали, или дети, которых я вез на своей машине и которые у меня на руках умирали, – я не знаю. Или самое страшное, что я увидел в жизни: когда в чистом поле экскаваторами роют могилы… А затем, когда были похороны, у меня складывалось впечатление, что жизнь хоронят. Вот эта скорбь Беслана, конечно, останется навсегда. И никто никогда не вправе матерям и близким, потерявшим детей,

сказать: пора забыть. Это преступление и кощунство нельзя забыть».

И ещё один исторический сюжет. Когда я увидел фрагмент из фильма Сергея Эйзенштейна, в котором ливонские рыцари, взявшие Псков, бросают в огонь младенцев, чтобы искоренить «семя Руси православной», мне было страшно.

Я закрывал лицо руками от страха перед этой сценой.

Но когда я увидел кадры, в которых из огня наши соотечественники осетины и русские ребята из ОМОНа, жертвуя своей

жизнью, спасали детей из огня, я понял: страху необходимо противопоставить Любовь и Самопожертвование. Эти

фрагменты смотреть тяжело, но какую гордость испытываешь за этих безвестных ребят. Это настоящие герои, совершившие духовный подвиг!

И ещё я всматривался в лица этих людей. В них нет чувства страха за свою жизнь. В них чувствуется сострадание и боль за тех детей, которым они смогли помочь. И особенно за тех, кому они помочь не смогли. На мой взгляд,

настоящим человек может быть только тогда, когда он боль другого человека воспринимает как свою. А также можно в их лицах прочесть и растерянное недоумение от случившегося. Это можно назвать одним словом «Совесть».

Меня поразил рассказ женщины, которая тоже была в спортзале школы Беслана. Она рассказывала о бойцах «Альфы»

и «Вымпела», которые буквально ложились на гранаты и своими телами закрывали детей и всех, кто там был. Это действительно так. За всю историю этих подразделений не было таких потерь, как в Беслане.

Отдать жизнь за товарища по оружию - высшая честь для российского офицера. Нет, они не лезут под пули. Но ни один

не будет ни секунды сомневаться, если придется закончить свой жизненный путь на поле брани. Это умные и

образованные люди с отличным чувством юмора, открытые и общительные. А еще очень добрые. По-настоящему сильный человек всегда добр.

На собеседовании в спецназ ФСБ всегда звучит главный вопрос: «Готовы ли вы отдать жизнь за другого человека?»

Десять героев, которые отдали жизни за бесланских детей, на этот вопрос ответили.

В нашей школе существует традиция – приглашать на встречи с учениками представителей правовых структур,

ветеранов Великой Отечественной войны, солдат и офицеров срочной службы, воинов-интернационалистов, членов

ассоциации ветеранов боевых действий «Вымпел». На незабываемых встречах мы учимся мужеству, взрослеем и понимаем, что силы, потворствующие Злу, порождены миром взрослых и по воле взрослых не должны больше

оставаться «дамокловым мечом» над детьми. Терроризм вероломно обживает рядом с нами жизненное пространство, а затем беспощадно освобождает его от нас, детей, лишая всех нас будущего, подрывая в нас важнейшее свойство – веру в Человека и доверие к нему. 

Вряд ли террористы знали фразу из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»: «Не стоит она (гармония) слезинки хотя бы одного только замученного ребёнка». Да и какая гармония может существовать в терроре? Нагнетание страха не может быть действием настоящего человека, а единственно действием человека, живущего только своими дурными, эгоистическими мыслями и поступками.

Но есть в нашем мире и другие люди. Педагог, поэт, философ Януш Корчак отказался от свободы, предложенной ему

фашистскими холуями, и вошёл вместе со своими воспитанниками, детьми из Варшавского гетто, в газовую камеру, выбрав смерть вместо предательства тех, кто ему верил и в него верил…

В своем первом заявлении террористы, захватившие школу, потребовали присутствия детского доктора Леонида Рошаля. С другими они говорить не хотели. Видимо, он был единственным россиянином, кому они доверяли. И Рошаль

полетел в Беслан. Ему дали мобильный телефон, на который через какое-то время позвонил мужчина. Человек самой

гуманной профессии предложил освободить детей, или хотя бы младенцев, предложил доставить в школу

продовольствие, или хотя бы воду. Он просил террористов принять медикаменты, обменять детей на взрослых. Он обещал террористам свободный проход, если те решат просто уйти. Все это звонивший отклонил. Неужели он, или, скорее всего, они совместно решили, что правы во всём? Извините, это похоже на сумасшествие в форме мании величия…

И ещё из истории. В латвийском городе Саласпилс во время Второй мировой войны был концентрационный лагерь для детей. У них брали кровь для фашистских солдат, над ними проводились бесчеловечные медицинские опыты. Есть

документальные кадры в фильме Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», в которых дети задирают рукава и показывают свои лагерные наколки номеров из-за колючей проволоки операторам. Чьи это были операторы? Наши?

Скорее всего – нет. Не дрогнуло ли у них сердце?

Раньше, во времена Советского Союза, люди несли сюда конфеты. Что там происходит сейчас? Надеюсь, что традиция сохранилась. Потому что люди должны помнить об этом, в каком бы государстве они ни жили. Здесь ушли из жизни многие сотни детей, что могли продлить будущее любого из народов. Не смогли. Как и погибшие дети Беслана. Как и

погибшие дети Донбасса. Как и погибшие дети Сирии. Как и погибшие дети российского Кемерова…

Бог справедлив и милосерден. Так дай же нам, Боже, постичь простую истину: всякий, преступивший черту между добром и злом, прервавший жизнь младенца, не имеет права считать себя человеком, созданным по образу и подобию Твоему…

«Подвиг героев Беслана бессмертен…»

Автор: Бурмистров Матвей Александрович, 

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»

Научный руководитель: Карпова Лариса Валентиновна

Этот долг Святым называется
Оттого, что только Святою Любовью
В этом мире все созидается!
Оттого, что Заповедь эту
Сам Господь на сердцах написал:
«Нет любви святее и больше,
Да кто жизнь свою за други отдал»

Иеромонах Давид

Всем известно, что дети – цветы жизни, будущее нашего мира.

Насколько ценна и дорога жизнь детей?! Для каждого родителя гибель ребенка подобна собственной смерти.Страшно представить чувства матерей тех детей, которые находились в той школе, в то роковое время… Но не только они готовы пожертвовать собой ради детей.

1 сентября 2004 год… Беслан… Захват террористами школы № 1…Одна тысяча сто двадцать восемь заложников… Невыносимая жара, детский плач, невыполнимые требования террористов нагнетали обстановку вокруг территории абсолютного зла.У бойцов подразделений специального назначения незавидная доля. Слава приходит к ним зачастую лишь вместе со смертью, хотя еще при жизни каждый из них достоин памятника. Спецназу пришлось нелегко: бойцы эвакуировали людей и одновременно вели бой! Ранены тогда были все. Не было никого, кто не получил бы пулю или осколок. При этом никто не оставил поле боя. Обычный человек в состоянии опасности волнуется, прежде всего, за себя, близких ему людей. Но только не эти герои! Во время операции спецназовцы, прежде всего, спасают заложников, потом прикрывают товарищей по оружию и уж только затем, если останется время, в самую последнюю очередь успевают подумать и о своей жизни. А она порою бывает очень короткой…

Все участники по освобождению школы были бесстрашны и самоуверенны, именно это помогло им добиться своей цели.

Операция длилась три дня. Неописуемый страх испытывал каждый из тех, кто находился в этом исчадье ада. За их жизнь боролось огромное количество спецназовцев. Несомненно, каждый из них является героем.

Прошло 14 лет, но в памяти полковника Вячеслава Алексеевича Бочарова, который первым прорвался в школьный спортзал,где произошли взрывы и возник пожар, осталась страшная картина: он замер перед входом в спортзал, у его ног трехлетний ребенок, люди лежат слоями друг на друге, дети и женщины мертвые, кто-то шевелится... Он принял все меры для эвакуации тех, кто подавал признаки жизни.

В том бою Вячеслав Алексеевич получил ранение в голову. Рана была настолько тяжелая, что какое-то время полковник значился в числе убитых. Пуля вошла в голову под левым ухом и вышла под левым глазом. Когда товарищи выносили его из школы, Бочаров был без сознания. Врачи не верили, что он выживет. Потихоньку восстановился. И вновь на боевых операциях. Это ли не великий подвиг!

Как набат звучат слова:“Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя”, которые олицетворяют чувства людей, пожертвовавших свои жизни за тех, кого они даже не знают. Это и есть истинная любовь к ближнему. Именно любовь к близким, к детям, сострадание и горечь утраты сплотила и объединила людей в Беслане. В памяти еще долго будет храниться сентябрьский ужас тех страшных дней.Я низко кланяюсь в ноги всем тем, кто помог,сумел выстоять, и поминаю минутой молчания всех, кто погиб…

«Как завещание, принимаем смелость…»

Автор: Жжёнов Кирилл, 

МОУ «Лицей»Ельниковского муниципального района РМ

Руководитель: Жжёнова Наталия Николаевна

Ратный подвиг жив и ныне.

Идут герои охранять

Три неизменные святыни:

Россию, Родину и Мать.

З. Биксурина

Тот первый осенний день был солнечным. Деревья шелестели кружевными листьями, за ветки цеплялась дымка чистого неба. Не было войны, не было взрывов, воя самолетов. Был просто день жизни…Праздник первого звонка, которому не суждено было прозвучать… Для Северной Осетии, и в частности для маленького города Беслан, сентябрь навсегда останется самым чёрным месяцем в году.

Тот первый осенний день должен был стать одним из самых светлых в жизни сотен бесланских детей. Но вместо школьного праздника их ждал жуткий кошмар: несколько дней без еды и воды на территории абсолютного зла. Школьников, учителей и родителей взяли в заложники и продержали в плену, как зверей в клетке, почти трое суток.Террористов было тридцать, заложников – детей и взрослых – больше тысячи.

Трагедия в Беслане – это трагедия всей России. Чтобы написать эту работу мне пришлось прочитать много литературы,

просмотреть сайты в интернете, посвященные этой трагедии, потому что в 2004 году меня еще не было, и об этих событиях я знаю только по рассказам взрослых. Найти материал было несложно, но как тяжело было это читать! Я как будто окунулся в этот кошмар и ещё несколько дней ходил под впечатлением от прочитанного. Тяжело было читать о том, что пришлось пережить заложникам, находившимся внутри школы, их родственникам, мучительно ждущим развязки. Восхищаться самоотверженным поведением учителей, старавшихся поддержать детей и родителей личным примером. И, конечно, меня поразили героические действия бойцов спецназа. Именно они первыми шли под пули,

закрывая собой других. Они первыми увидели и лицо врага, и нацеленные дула автоматов.

Сотрудники двух элитных спецподразделений Управлений «А» и «В» Центра специального назначения ФСБ России тогда сделали все, что только возможно, чтобы вызволить заложников из жуткого плена. Они шли спасать людей под

свинцовым дождем. Спецназу пришлось нелегко: бойцы эвакуировали людей и одновременно вели бой!

Ранены тогда были все. Не было никого, кто не получил бы пулю или осколок. При этом никто не оставил поле боя. Во время операции бойцы прежде всего спасают заложников, потом прикрывают товарищей по оружию и уж только затем, если остается время, в самую последнюю очередь успевают подумать и о своей жизни. А она порою бывает очень короткой…

В ходе операции освобождения школы погибли десять бойцов сил специального назначения ФСБ - это самые большие потери за одну операцию в истории российского спецназа. В числе погибших все командиры трёх штурмовых групп: подполковник Олег Ильин, подполковник Дмитрий Разумовский и майор Александр Перов. Все трое были посмертно представлены к званию «Героя России».

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, звание Героя Российской Федерации было посмертно присвоено лейтенанту «Вымпела» Андрею Туркину. Спасая троих заложников от взрыва, Туркин накрыл своим телом брошенную террористом гранату.

Каким он был - боец, закрывший своим телом беззащитных детей? С фотографии смотрят открытые, задумчивые, немного удивленные глаза.Не верится, что нет их уже, этих честных, упрямых глаз…

Читаю сухие строки биографии, воспоминания друзей и сослуживцев, рассказ матери о сыне и понимаю, что в спецназ его привело не стремление к подвигам и романтике, а желание бороться с подлостью и несправедливостью. Он был веселый и общительный, нежный и любящий. Всегда приходил на помощь товарищам, не обижал слабых,всегда был верен себе. Жил он, и жил Человек. Погиб Андрей, но не погиб Человек.Андрею не было и тридцати… И может, многие только тогда, слыша глухой стук комьев земли о гроб, поняли до глубины души, что «самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Жизнь его и смерть отданы людям, и хочется верить, что не напрасно, что многие, как и я, готовы сказать:

Как завещание,

Принимаем смелость,

Пусть наша жизнь

Продолжит жизнь твою!

Эти слова - дань всем, кто погиб за Родину в разных войнах во имя прошлого и достойного будущего России, как еще одно незримое, но прочное звено в неразрывной связи поколений.

Конечно, спецназовцы выполняли свой долг, свою работу. Они делали то, чему были обучены. Но, спасая детей в школе, они погибали и оставляли своих детей без отцов. А своих жён без мужей.

Страшное событие в Беслане, которое длилось всего несколько дней, принесло горя не меньше, чем любая из войн. Я думаю, мы должны чтить подвиги героев Беслана, помнить их имена, как чтим и помним имена наших прадедов, воевавших за нашу свободу в годы Великой Отечественной войны.

В Подмосковье на территории Николо-архангельского кладбища есть отдельная, очень особенная аллея. На всех надгробных плитах здесь обязательно есть буква «А» или «В». Скорбным строем стоят десять могил, появившихся в одно и то же время. Здесь нашли вечный покой отважные мужчины, отдавшие жизни за детей Беслана. Они не могли позволить себе поступить по-другому. Мы не можем позволить себе забыть их и их мужество. Вечная память Героям России!

А деревья все так же роняли золотые листья, сквозь стволы все так же сияло голубизной чистое небо, и только в глазах маленькой девчушки, среди веснушек, застыло удивление: «Мама?!»Ничто не предвещало беды. Был просто день жизни…

Я очень люблю1 сентября. Этот день совсем не похож на другие – он шумный,яркий. Школа, в которой учусь уже четыре года, кажется новой,но заходишь в свой родной класс – и чувствуешь, что ты дома. Радостно встречаешься своими учителями и одноклассниками,делишься впечатлениями о прошедших каникулах.Праздничное настроение не покидает

весь день. И мне казалось, что все дети в России чувствуют то же, что и я. Пока не узнал о Беслане.

«Любовь не мыслит зла»…

Автор: Живаев Александр, 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

Научный руководитель: Долгова Людмила Николаевна

Смелость, решительность, отвага, благородство, умение жертвовать собой во имя другого человека – вот основные черты, присущие истинному герою. История знает немало примеров того, как стойкие и сильные духом люди, приносили себя в жертву, идя на заведомо отчаянные шаги и совершая великие подвиги. Эти люди некогда прославляли нашу страну на мировой арене. Их героизм бессмертен. В то же время, нам, поколению, выросшему в XXI веке, следует знать, что героизм может проявиться не только на поле боя или во время глобальных катастроф. И в повседневной жизни найдется место для подвига и проявления благородства натуры.

Но кто они эти герои? В каком краю рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии?

Когда произошла трагедия в Беслане, меня еще не было на свете. Я даже не помню, когда я в первый раз о ней услышал, наверное, это было в школе, когда нам рассказывали о терроризме. Сейчас, прочитав много литературы, посмотрев сайты в интернете, посвященные трагедии в Беслане, я как-будто окунулся в этот кошмар и до сих пор

остаюсь под впечатлением от прочитанного. До сих пор, щемит сердце, по всему телу пробегают мурашки, а в глазах

темнеет от жутких представлений и воспоминаний.Террористы переступили через все барьеры, отделяющие человека от недочеловека. Такого варварства, такой неописуемой дикости мир еще не знал.

Это кошмарное событие произошло 1 сентября 2004 года.

Это был День Знаний. Дети и взрослые пришли на школьный праздник. Они не подозревали, что для некоторых этот праздник будет последним …

Для маленького города Беслан сентябрь навсегда останется самым чёрным месяцем в году. Террористы захватили школу. Они взяли в заложники учеников, их родителей и учителей, собрав всех в заминированном спортивном зале. В руках злодеев оказались сотни ни в чем не повинных людей: взрослых и детей. Этот Ад в спортзале длился 3 дня. Почти трое безумных суток, днем и ночью держали под прицелом автоматов детишек, среди которых было множество совсем маленьких детей, даже младенцев-грудничков, которых мамы, провожая старших детей, взяли с собой.

В спортивном зале, куда всех согнали, было страшно душно и очень тесно. Заложники сидели почти вплотную друг к другу, на корточках, бандиты не давали подниматься с пола даже детям, трое суток не давали еды, не разрешали пить, боевики злобно следили за тем, чтобы ни одна капля воды из-под крана не досталась ни взрослому, ни ребенку

Я вновь и вновь пытаюсь представить те роковые дни…Не получается.

Беслан…Это горе, слёзы, боль, страдания. Но это и подвиг. Подвиг во имя жизни. Беслан ещё раз показал всему миру мощь человеческого духа.

Эта трагедия унесла жизни 318 заложников, в том числе 186 детей и 10 бойцов спецподразделений. Спецназовцы выполняли одну главную задачу, спасти заложников, в первую очередь детей. Любой ценой, даже ценой собственной жизни. Лейтенант Туркин, накрыл собой гранату, когда боевик бросил её в скопление людей. Майор Велько, прикрывая заложников и боевых товарищей, получил множественные смертельные ранения. Майор Катасонов, спасая детей и прикрывая свою группу, вступил в неравный бой с боевиками. В ходе боя получил смертельное ранение майор Кузнецов, эвакуировал более 20 заложников. Прикрывая группу захвата, вступил в бой с двумя террористами, уничтожил их и погиб. Прапорщик Пудовкин выносил детей изпод обстрела, получив осколочное ранение, не оставил детей, погиб, прикрывая собой одну из заложниц.

Несомненно, бойцы спецподразделений«Альфа» и «Вымпел» – герои, они с честью исполнили свой долг, ценой своих жизней они спасали других, но нельзя не вспомнить и о других героях. Трагедия Беслана рассказала всему миру о простом героизме простых людей.

Многие, ставшие заложниками террористов в школе, сознательно шли на смерть ради спасения других. Ценой собственной жизни дети и взрослые спасали братьев, сестер, друзей, знакомых. Не думая о себе, дети возвращались в пекло за родителями. Старшие прикрывали собой младших во время перестрелки, помогали выбраться из спортзала во время штурма.

В заложниках оказались восемь братьев и сестер Тотиевых. Это дети двух братьев. Из них домой вернулись только

двое. Среди детей, плененных в бесланской школе, был 13-летний Саша Погребов. Террорист увидел у него на шее

крестик. Он ткнул мальчика стволом в грудь и потребовал: «Молись, неверный!» Из уст мальчика раздались слова: «Христос Воскресе!» Сказать эти слова в глаза бандиту, который может тут же спустить курок, – это, конечно, мужество. И, как известно, Саша первый выпрыгнул в окно, а за ним и другие ребята. Как будто сам Бог их освободил от страха, и они, как голуби, выпорхнули из клетки.

В невыносимые, мученические дни и ночи, как могли, изо всех сил поддерживали школьников их учителя. Среди стонов, криков, боли и страха они держались достойно: поддерживали взрослых, утешали детей.

Учителя школы, как капитаны на погибающем судне, уходили последними, они медлили с собственным спасением – подсаживали маленьких, ослабевших ребятишек на подоконник, с которого те спрыгивали и бежали в разные стороны. Они отдали свой единственный шанс на спасение ученикам, уступив им место у окна, ведущего к свободе. Все жители Беслана, республики, России преклоняют колени перед их бессмертным подвигом. Высота и благородство человеческого духа, безмерная ответственность за своих учеников оказались намного сильнее бандитского беспредела.

Настоящим героем останется в людской памяти учитель физкультуры Иван Константинович Каниди. Иван Константинович мог вообще избежать участи заложника. Террористы предлагали пожилому физруку уйти домой. Но они не знали, с кем имеют дело. До последнего вздоха Иван Каниди был рядом с воспитанниками и всячески подбадривал их, страдающих от страха, голода и жажды. Он открыто заявил боевикам,что они не мужчины и не кавказцы, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. Когда в спортзале прозвучал первый взрыв, учитель повел себя как настоящий боец. Он своими руками обезвредил мину, закрыв её своим телом, чтобы в случае взрыва не разлетелись осколки. Когда один из боевиков собрался расстрелять детей, он сумел отвести автомат и пули ушли в потолок. Иван Константинович попытался силой завладеть оружием. Ему это почти удалось, подвела трагическая случайность – оступившись, пожилой учитель упал на пол, на секунду выпустив из рук автоматный ствол… И тогда они его убили. Ему было 74 года...

Нельзя не вспомнить и о родительском подвиге. Среди заложников оказались дети председателя республиканского парламента Мамсурова Таймураза Дзамбековича – шестиклассник Зелим и восьмиклассница Замира. Террористы об этом узнали. По сотовому телефону дочки они предлагали вернуть ему детей. Мансуров просил выпустить всех детей. Когда террористы ответили отказом, он сказал: «Мои дети выйдут вместе со всеми». Можно представить, что творилось в его душе, но держался он чрезвычайно мужественно, был внешне спокоен и очень собран. Его дети в этом аду выжили, но и сын, и дочь ранены, дочь – очень тяжело.

Все эти герои – обыкновенные люди. Что заставило их рисковать своей жизнью, ради спасения чужой? Ведь жизнь – это самое ценное, что есть у каждого.Всех этих героев объединяет стремление помочь людям, оказавшимся в беде.

Ничто не может принудить человека совершить подвиг. Это внутренний порыв души – спасти другого человека. Другими словами, героизм – это проявление любви к окружающим, умение любить других больше чем себя. Любовь к людям, вот что может помочь нам избежать таких трагедий. Каждый человек – единственный и неповторимый. Каждый имеет свои привычки, склонности, пристрастия. И никто не вправе лишать жизни людей!

Миром должна править любовь. А «любовь не мыслит зла»…

«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Духовный подвиг героев Беслана

Автор: Учватов Алексей,

МБОУ «Левженская средняя общеобразовательная школа»

Научный руководитель: Учватова О. Г.

Промыслом Божиим нам уготовано жить в удивительное и трудное время - время больших перемен в нашей жизни, время поисков добра и справедливости, время дружбы и любви, ради которых люди могут отдать свою жизнь. Эти понятия настолько велики, что любящий жертвует душой за своих друзей, родных и близких, которые могут оказаться на грани жизни и смерти…

«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13)

Когда набираешь в поисковой строчке этот эпиграф, на первой странице большая часть ссылок ведёт на военную литературу, на армейские новости, на блоги военных.

В истории мира, в истории наших стран было много страшных войн. И, конечно, Великая Отечественная война — Вторая мировая война — одна из них, одна из тех страшных войн, которая потрясла все человечество. Самое страшное в ней было даже не сама война, а то, что будет после…

А после - "Восстанет народ на народ и царство на царство» - так говорил Иисус Христос. Здесь как раз и говорится о том, что люди пойдут войной против людей.

    Еще не высохли слезы матерей, потерявших своих сыновей в Афганистане, как появилось новое страшное слово - "Чечня". И вновь цинковые гробы, пропавшие без вести и убитые сыновья. Вернувшиеся с войны долго не могут прийти в себя, просыпаются от автоматных очередей и "идут в атаку". Разрушенные дома, жестокие пытки, обгоревшие трупы, не подлежащие опознанию, матери, потерявшие своих детей, и дети, потерявшие своих отцов и матерей - все это показывает, на что способен современный человек, забывший Бога. 

В то время как мы скорбим о жертвах недавних войн, на улицах наших городов гибнет намного большее число людей. И виной этому - терроризм.

За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, захват театрального центра на Дубровке во время представления «Норд-Ост».

В 2004 году весь мир заставила содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90человек.
Есть в Осетии город, которому во сне тихо приходят души убитых детей. В нём время словно остановилось. С девяти утра первого сентября по вечер третьего 2004 года в городе Беслан. Поминутно. Именно в это время произошла трагедия - теракт на торжественной линейке по поводу Дня знаний в школе. Она потрясла весь мир своей жестокостью и не имеет аналогов в истории человечества. 

В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана террористами удерживались преподаватели, ученики и их родители - всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка.Хочется вспомнить тех людей, которые отдали свою жизнь «за други своя», исполнивших Господню заповедь. Их любовь настолько велика, что любящие жертвовали душой своей за друзей.

Отдать свою жизнь за ближнего. Покроет-ли это все грехи - одному Богу известно. Брел этой любви на краешке нашей души. Насколько широка душа, настолько и велика наша любовь. Сегодня пересмотрел кадры той страшной трагедии и каждой клеточкой прочувствовал, насколько огромны сердца у учителей, родителей, спецназа…, тех людей, любовь которых безгранична. И любовь свою они раздаривали до последнего своего дня за ближнего. А «ближние» - это наши родственники, друзья, те, кто находится рядом, кто попал в беду. И опять вспоминаются строчки из Евангелия «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Именно «души свои за други своя» положили офицеры спецподразделений «Вымпел» и «Альфа». Для нас, простых обывателей, их жизнь можно назвать тусклым словом «боестолкновения». На самом же деле это ежедневный риск, перестрелки, неспокойные ночи, засады, ранения, кровь, боль и тоска по дому. Вот и в тот день в городе Беслан раздавались взрывы, сработали как минимум, семь

самодельных взрывных устройств. Взрывами были выбиты окна и двери спортзала и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли по ним огонь. Заложники разбегались кто куда. Оперативный штаб дал команду на штурм. Штурм был спонтанным, но бойцы действовали по заранее намеченному плану.  Задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой. Бой длился примерно 13 часов. При освобождении заложников погибли 10 бойцов из подразделений “Альфа” и “Вымпел”.

Штурмовая группа лейтенанта Туркина выдвинулась на штурм здания на третий день, когда в спортзале послышались взрывы, и частично обвалилась крыша. Заложники в панике начали разбегаться, а боевики – стрелять бегущим в спины. Туркин получил ранение ещё в самом начале боя, когда его группа прорвалась внутрь здания. Но, осознавая важность поставленной задачи, Андрей остался в строю. Пытаясь вытащить заложников из столовой, Туркин уничтожил одного из боевиков. В этот момент в них полетела граната, которую он, не раздумывая, накрыл собственным телом. В громком шуме, плотном дыму и почти осязаемой панике никто не увидел подвига лейтенанта. Пафосно и красиво это бывает только в голливудских кинофильмах. На деле – лишь страх, кровь и желание выжить. У каждого.

Лейтенанту Андрею Туркину посмертно присвоили звание «Герой России». В уральском городе в честь него установлен бюст, а его именем названа школа.

У бойцов подразделений специального назначения незавидная доля. Слава приходит к ним зачастую лишь вместе со смертью, хотя еще при жизни каждый из них достоин памятника.

И опять вспоминаются строчки из Евангелия «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя».

«Души свои за други своя» положил и лейтенант Андрей Туркин, а друзья его (жители города Беслан) всегда будут помнить его подвиг.

Беслан... Для всего мира он ознаменовал черную полосу. Плач и ожидание стояли над землей три дня. А затем ожидание сменилось скорбью...

Долго еще мы будем скорбеть о погибших. Скорбят все. Все, кто может назвать себя “ЧЕЛОВЕК”.

Вечная память их учителям, которые до последней минуты оставались верны своему святому долгу, самым светлым и чистым чувствам общечеловеческой любви! Вечная память родителям, погибшим на глазах собственных детей! Вечная память людям, спасавшим заложников в этой жестокой войне без правил! Здоровья и мира живым! Духовный подвиг этих людей никогда не забудется!

Мне так хочется, чтобы все люди запомнили важнейшую заповедь Евангелия: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Соблюдая ее, мы примем Иисуса Христа в нашу душу. И тогда в мире не будет войн, ненависти и человеческих страданий!

«Мы помним героев Беслана»

Автор: Форманчук Артем,

МОУ "Лицей № 43"

Научный руководитель: Форманчук Н.В.

На классном часе наша учительница рассказала нам о 1 сентября 2004 года в школе №1 города Беслан. В этот торжественный день никто не думал о плохом. Дети, родители и учителя с радостью встречались и радовались началу нового учебного года.

Радостные первоклашки стояли на праздничной линейке, когда раздались выстрелы. Это были террористы. Все, кто находились в спортзале школы, скрываясь от пуль, оказались заперты бандитами.Три дня учителя и ученики погибали от жажды, голода,палящего южного солнца. Но какое мужество, сплочённость проявили и взрослые, и дети, оказавшиеся в заложниках! Там, в спортзале школы не было русских и осетин, украинцев и евреев, были люди, попавшие в страшную беду, но не озлобившиеся, не старающиеся спасти самого себя. Они были едины, и каждый поддерживал друг друга.

Учителя закрывали собой детей от автоматов террористов, имея возможность выбраться из плена, оставались со

своими учениками и до последнего помогали детям,старались их приободрить, вселяли уверенность в том, что все будет хорошо.

Страшно было слушать о страданиях наших ровесников, видеть фотографии израненных, обожжённых детей. Страшно представить, что такое могло случиться в любой школе.Погибли дети, и взрослые.

Но никто не остался бы в живых без помощи спецназа. Я искренне восхищаюсь мужеством, стойкостью и силой бойцов спецподразделений.Они не думали о своём спасении, о том, что где-то их ждут семьи, родители. Не позаботившись о собственной безопасности, чтобы не тратить время на бронежилеты,они шли на штурм, самоотверженно спасая измученных и обезвоженных заложников.В здании школы закрывали своим телами гранаты, брошенные в детей, вставали перед дулами автоматов, чтобы спасти хотя бы ещё одну жизнь.

Мне запомнилось злобное и весёлое лицо террориста и плачущего мальчика, потерявшего близких.Как может человек, только что стрелявший в детей и женщин, смеяться и, вообще, жить на нашей земле! Как можно забыть этого мальчика, с его огромными глазами, полными ужаса и боли!

Мне ещё долго учиться, приобретать знания, чтобы быть полезным людям. Но уже сейчас я могу и должен сохранить память о погибших детях,похороненных на «Кладбище ангелов» (так назвали в Беслане место захоронения погибших в этих страшных событиях). Не смогу и не имею права забыть и об учителях,родителях и бойцах спецназа, чей подвиг поистине велик. Мы должны помнить об этих людях, чтобы никогда не повторилась трагедия Беслана, чтобы террористы знали, что российский народ никогда никого не бросает в беде и сможет дать достойный отпор террору и бандитизму.

Духовный подвиг героев Беслана.

Автор: Щукарева Дарья,

МОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»

Научный руководитель: Чучадеева Л.П.

«В первый погожий сентябрьский денёк робко входил я под светлые своды»,- так встречает нас, учеников, 1 сентября весёлая школьная песенка. Море цветов и улыбок, приветливые слова учителей, долгожданные встречи с друзьями, предчувствие нового, увлекательного впереди – всё это наполняет день радостью, любовью, торжественностью. Этот день всегда начинается с торжественной линейки и первого звонка, который приглашает и учеников, и родителей на урок добра и мира.

Но не звонок, а залпы орудий раздались для жителей Беслана 1 сентября 2004 года. Террористы были в масках, «поясах шахидов» и с оружием. Почти трое безумных суток, днем и ночью держали они под прицелом автоматов детишек, среди которых было множество совсем маленьких детей, даже младенцев-грудничков, которых мамы, провожая старших детей, взяли с собой на праздник Дня знаний. Несколько дней без еды и воды на территории абсолютного зла. Такой страшной трагедии, в которой за один час было прекращено несколько сотен детских жизней, миру неизвестно. Мне кажется, ни один человек в мире не остался не причастным к такому горю. Все переживали, молились за спасение детей и взрослых.  

Сегодня важно помнить подвиг тех людей, которыевстали на защиту жителей Беслана.

Что такое подвиг? Существует множество толкований этого слова. Подвиг – героический самоотверженный поступок; доблестное, важное для многих людей действие. Подвиг – героический поступок, совершенный в трудных условиях; готовность пожертвовать собой ради близкого человека, Родины и т. д. Подвиг – самоотверженная деятельность, поведение, вызванное глубоким чувством. Да, ответов на вопрос много. Я считаю, во-первых, героями сотрудников спецназа. Они делали все возможное, чтобы спасти заложников. Спецназовцы тогда сражались так яростно, что даже сейчас многие эксперты до сих пор не могут понять, как такая операция вообще могла завершиться чем-либо, кроме массового побоища и смерти всех, кто был в школе? Как люди могут сделать такое? Какие резервы организма должны

включиться, чтобы человек смог совершить невозможное? Сотни заложников, десятки боевиков, вооруженных до зубов!

Вся школа, как одно минное поле – взрывчатка была повсюду. Если бы сработали все заряды – здание просто перестало бы существовать. Конечно этилюди – герои. Они жертвовали своей жизнью, ради спасения других. Такой подвиг, такой долг называют святым, потому что он берёт своё начало от Евангельского Слова Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Многие из них положили свои жизни во имя спасения других людей.

Подвиг – это не упасть духом, когда кажется, что все против тебя, не потерять себя, пересилить страх и боль. Это не остаться в стороне, когда видишь, что кто-то издевается над человеком, пусть даже он тебе чужой. Такой подвиг совершили учителя школы. В невыносимые, мученические дни и ночи они, как могли, изо всех сил поддерживали ребят из своих классов. Среди стонов, криков, боли и бессилия, которыми была буквально перенасыщена атмосфера спортивного зала, учителя держались чрезвычайно стойко и достойно: поддерживали взрослых, утешали детей, побуждали верить, что кошмар закончится и эту надежду вселяли в пленников. Учителя, спасая своих учеников, отдали им собственный единственный шанс выжить, уступив место у спасательных окон, открывших путь к свободе.

Подвиги совершались до нас, и в наше время есть подвиги, они будут и после нас. В любую эпоху были люди, готовые к героическим поступкам. Подвиг совершают в первую очередь не для себя, не для славы, а только чтобы в силу своих возможностей сделать нашу жизнь хоть немножко добрее, светлее.